А я люблю своё грохочущее чудо: покупаем Lada 4x4 за 300 тысяч
Нива (которая уже давно не Нива, но кого это волнует) – это живой памятник эпохи, когда в автомобиле было больше от автомобиля, чем от «магнитолы на колесах». А в последние два десятилетия – это больше образ жизни, так как покупка Нивы для ежедневной эксплуатации способна разочаровать большинство современных автолюбителей.
За возможность ездить поперек дорог этот автомобиль наградит вас отсутствием комфорта и современных систем безопасности. А еще потребует постоянного внимания. И всё же ругать эту машину язык не поворачивается. Хотя бы потому, что в своём классе Нива хороша! Не зря же её выпускают аж с 1977 года – пусть сейчас она и называется LADA 4x4, но сути дела это не меняет. Давайте посмотрим, можно ли найти хороший экземпляр за 300 тысяч рублей. Наш сервис оценки говорит, что денег этих должно хватить на вполне приличный экземпляр 2011-2014 года выпуска.
Что и как ищем?
Если при поиске кроссоверов мы всегда предупреждаем о том, что признаки внедорожной эксплуатации — это плохо, то в отношении Нивы такое предостережение будет просто глупым. На заре выпуска она предназначалась для эксплуатации «вне асфальта» (это 80% советских дорог и направлений), а ее ездовые качества не так сильно выделялись на фоне легковых современников. Сейчас же Нива нужна исключительно для внедорожной эксплуатации, а для города и особенно трасс она подходит мало: крейсерская скорость у неё невысокая, экономии топлива от нее не дождаться, а про отсутствующий комфорт я уже упоминал. В общем, ехать на Ниве куда-то далеко — удовольствие сомнительное. Ну а что насчёт моторов и коробок?
Как ни странно, формально моторов у Нивы много: 1,6-литровый ВАЗ-2121, 1,7-литровые ВАЗ-21213 и 21214 и 1,8-литровый ВАЗ-2131. Казалось бы — выбирай, что душе угодно! Но на самом деле, разница между этими моторами не слишком большая. Первый — это то, что ставили на Ниву в самом начале производства. В общем-то, это обычный мотор ВАЗ-2106. Третий, 1,8-литровый мотор — это модификация мотора 21213/14, но с более высоким блоком и, соответственно, чуть большим объёмом. Ну а самый распространённый мотор — это 1,7-литровый инжекторный ВАЗ-21214. Конечно, при желании можно найти и машину с карбюраторным ВАЗ-21213, но надо ли? Такая машина будет заведомо старше, да и ковыряться в карбюраторе любят и умеют не все — только если ради странного удовольствия, потому что преимуществ у карбюраторного мотора просто нет.
Итак, практически единственный доступный на сегодня мотор — это 83-сильный двигатель объёмом 1,7 литра. Нельзя сказать, что это плохой мотор. По меркам Нивы он вообще очень технологичный — у него есть даже натяжитель цепи и гидрокомпенсаторы. При пробегах за сто тысяч он уже начинает подъедать масло, часто дымит из-за изношенных маслосъемных колец или сальников клапанов… Но огромный его плюс — это низкая стоимость ремонта. Конечно, это не значит, что можно покупать машину с убитым мотором и считать такую покупку выгодной сделкой. Но если что — сильно расстраиваться не обязательно.
К сожалению, многие нивоводы, не до конца вышедшие из вазовской шинели, считают, что моторы Нивы могут работать на самом поганом бензине, им можно менять воздушные фильтры раз в сто тысяч, а лучшее масло для них — минералка из Ашана. Это всё не так. Если видите, что на машине экономили, ищите другой экземпляр: ушатать Ниву не так сложно, как кажется, а восстанавливать машину после такого владельца — занятие неблагодарное. Ну и обязательно проверяйте течи. Тут может протекать даже то, что протекать не может в принципе.
А вот насчёт трансмиссии можно вообще не переживать: привод у Нивы только полный, коробки — только механические. На поздних Нивах стоят пятиступенчатые коробки, а старые машины мы даже не смотрели (на них были четырехступенчатые МКП). Если в ходе тест-драйва вы услышите непонятный гул, не пугайтесь: трансмиссия Нивы очень шумная. Особенно заметно гудит раздатка, хотя часто бывает, что после некачественной замены сцепления просто не смогли отцентровать КП и раздаточную коробку. Тогда к гулу прибавится вибрация карданов. Всё это пытается переорать мотор, но сделать это у него обычно не получается.
Дорого, но небогато
Самые дорогие машины мы обычно ставим последними: как правило, они оказываются лучшими в подборке. Но с Нивой что-то пошло не так, и вот вам пример.
Пробег этой машины 2011 года указан в... 33 тысячи километров! Ну и просят за неё соответственно — 300 тысяч. Мол, машина-то почти и не ездила…
Ну, что сказать… Я, конечно, понимаю, что метель свои коррективы вносит, но не почистить машину от снега — это со стороны продавца большой косяк. Или это преднамеренно? Если хотя бы немного почистить машинку, то становится понятно, что её красили: выдаёт шагрень. И толщиномер это подтверждает.
А ещё внизу сразу виден разъём вентилятора. Он тут вообще-то болтаться не должен.
Ржавчина? А как же! Во всех местах, где она может быть, она есть. Особенно печально выглядят пороги, на которых гниль проступает из-под защитной мастики. Неплохо было бы в такое место потыкать хотя бы отвёрткой, но так как мы всё-таки не планируем эту машину покупать всерьёз, то делать этого не будем.
Под капотом сразу замечаем пустой расширительный бачок.
Ездить без антифриза — это, само по себе, не по фэн-шую. Ну а кроме того, интересно, куда он мог деться: испарился за 33 тысячи пробега (ха-ха-ха)? Тут вариантов может быть несколько, от текущего патрубка до пробитой прокладки ГБЦ. И вообще, заметно, что мотор течёт маслом из всех щелей.
Хоть стреляйте, я не верю, что пробег этого мотора — 33 тысячи. Разве что 133 — вот в это я поверю. Особенно если посмотреть салон.
Думаю, тут всё понятно. Кое-кто хочет нас жестоко обмануть. Не вышло. Это — остатки какой-то Нивы с диким пробегом и плохим обслуживанием. Неужели продавец реально рассчитывает получить за нее 300 тысяч?
“А как её открыть?..”
Следующая машина оказалась очень неплохой. Вот прямо очень неплохой! Это 2014 год выпуска, 1,7 л, 80 тысяч пробега и 290 тысяч рублей.
У неё был всего один владелец (хотя об этом чуть ниже), и она вся в родной краске.
Правда, тоже потихоньку ржавеет. Пока в основном по всем стыкам и сварке, но на подходе и остальные опасные места — арки крыльев, рамка лобового стекла, торцы и низ дверей и, само собой, пороги.
Салон у машины выглядит прекрасно. Ничего не затёрто, не изношено. Приятный бонус — подогрев сидений.
Недостаток в моторном отсеке только один — текущий термостат.
Судя по тому, что свежих следов нет, а антифриз в бачке стоит по уровню, его заменили. Но вот продавец ответил как-то уклончиво.Это странно. Но ещё более странно — он не знает, как открыть заднюю дверь! Да ведь это, братцы, перекуп! И машина вовсе не его…>
Странная ситуация: далеко не самая плохая Нива, но вот продавец — так себе. Если очень хочется, брать её можно, но с одним условием — этот перекуп едет в МРЭО вместе с нами.
По деньгам и товар
Третья машина стоит не слишком много — 240 тысяч рублей. Год выпуска — 2014, пробег — 90 тысяч километров.
Чем хорош или плох (для продавца) белый цвет — на нём сразу видно всю ржавчину. Даже если чуть смести снег, видно, что у машины ржавеет капот, а если походить вокруг неё с щёткой, увидеть можно намного больше. Тут, как в предыдущих случаях, ржавчина процветает на всех “больных” местах. И точно так же она лезет наружу из-под мастики на порогах.
Под капотом тоже не всё хорошо. Во-первых, двигатель в масле. Ну а во-вторых, обратите внимание на ремень генератора. Он не просто изношен, он уже оброс по краям бахромой. Цена ему — сто рублей, но это тоже признак того, что на машине очень экономили. А значит, там и масло может быть залито чёрт знает какое, и другие детали иметь самое неблагородное происхождение.
Ну и в-третьих. Сверху хорошо виден сайлентблок. Тут даже не надо брать в руки монтажку и качать рычаги и рулевые тяги, чтобы понять, что он давно помер: трещины видны и без всяких инструментов. Да, стучат они редко, и, скорее всего, владельцу было на него просто плевать. Но это ещё один повод задуматься об излишней бережливости владельца.
Ну а теперь вернёмся к порогам. Действительно, на Ниве их часто замазывают и краской, и мастикой, и всем прочим, что смогут где-нибудь стащить. Обычно эта мера металлу почти никак не помогает, и он продолжает гнить.
Лучше всего, конечно, стать немного занудным и погнать машину на подъёмник. Осмотр снизу может помочь не только найти дыры в днище, но и заодно обнаружить износ крестовин карданов, масло на раздаточной коробке и редукторах. Я не стал сильно акцентировать на этом внимание: все детали стоят очень недорого, так что в случае с Нивой важно только, чтобы не пришлось делать всё и сразу.
Лифтовая и опасная
Странно, но нам не попалось ни одной машины с внедорожным прошлым: с лебедками, здоровенным багажником, наклейками “проеду там, где танки сядут” (или что похлеще), прожектором на крыше, ну и вот этим вот всем. На рынке они периодически мелькают и стоят недешево. Тут вроде как все продумано и сделано за вас — езжай и отрывайся.
Года два назад подобная лифтованная Нива прикатила к нам в Automama. Для таких нестандартных машин у нас есть онлайн-аукцион, куда мы и предложили выставить машину.
Автомобиль 2009 года, двигатель 1,7, пробег — 68 тысяч километров. Владелец хотел 220 тысяч.
Само по себе машина нестандартная: она приподнята, колеса большего диаметра с внедорожным протектором, на крыше багажник с фонарями. А вот состояние автомобиля вполне стандартное для Нивы: коррозия тут и там, местами эстетично замазанная вспучившаяся краска.
Хозяин — человек творческий, решил добавить немного индивидуальности и с помощью баллончика нанес рисунки листьев. Наверное хотел сделать маскировку, а получилось сделать двойную окраску по толщиномеру. И так по кругу. Но есть проблемы и покрупнее. Автомобиль побывал в ДТП — правое переднее крыло пробивается через 320 микрон, водительская дверь не пробилась совсем.
В салоне, кстати, неплохо. Тут и спортивный руль “Sport Extreme”, и люк. Единственный минус — прожжённое водительское сиденье.
За время аукциона желаемые 220 тысяч машина так и не набрала. Максимум, который предложил один из потенциальных покупателей — 130 тысяч рублей. Поэтому владелец решил продавать свою Ниву самостоятельно.
Подводим итоги
Вообще многие владельцы Нив переоценивают свои машины с точки зрения востребованности на рынке. Как я уже писал выше, это не автомобиль в прямом смысле, а образ жизни. Найти такого же адепта достаточно тяжело.
А в случае машин, подготовленных для исключительно внедорожной эксплуатации, тяжело вдвойне. Автомобили с вкоряченными лифт-комплектами и остальным добром без сертификатов где-то в гараже смотрятся может и неплохо, но в ГИБДД их очень не любят. Покупателю придется помучиться и хорошенько подумать, как узаконить переделки предыдущего владельца.
Источник: kolesa.ru